22:50 

Философская антропология. №1 Античность

СонСократа
То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
"Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека." Wiki
Собственно так оно и есть, одним из главных вопросов ставиться, так что же такое человек и что он из себя представляет. Многие науки изучают отдельные куски человеческого существования или природы вещей, тогда когда Философская антропология пытается дать определение в целом. Ответов может быть достаточно много, рассмотрим варианты в рамках философской мысли разных эпох.

Начиная с античности, человек рассматривался как часть космоса, элемент целого космоса. Был как и любая другая часть, но в то же время специфическая. Как итог, в античности человек начал считаться "микрокосмосом". Космос же в свою очередь являлся нечто беспредельным и бесконечным.
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» Гераклит (ок. 544 - ок. 483 ДО н. э.)
То есть космос, никем не создан, существует вечно и он цикличный. Человек выходит, такая же вечность, такая же часть космоса и назван "микрокосмосом".

Почему они так решили? В процессе исследования греками космоса, они обнаружили, что заглядывая в космос (природу), человек обнаруживает там себя. (Это является антропоморфизмом, антропоморфно с точки зрения человека и человеко подобно рассматривается весь мир, по аналогии с человеком и в мир вносятся различные установки.) В следствии человек заглядывает в космос и обнаруживает там себя и космос начинает рассматриваться с нравственными, рациональными характеристиками. Человек заглядывая в себя, обнаруживает тот же самый хаос, что и в космосе, таким образом узнавая себя в нем, человек становиться неисчерпаем и до конца не способен себя познать. Мир и человека можно представить как два зеркала, которые всматриваются друг в друга и выходит, что человек это что-то непостижимое с одной стороны, а с другой он уже часть космоса, естественная природная часть, этот космос не создавал ни кто из богов и никто из людей, но он был, есть и будет. В человеке обнаруживают, нравственность, разум, рациональность и начинают характеризовать человека именно с этой стороны, как существо нравственное, как существо разумное.

Многое в понимание человека закладывает Сократ.
Сократ задается вопросами "Что такое благо?" "Где и как существует благо?" и можно ли его достичь и может ли человек вести благую жизнь (нравственную, хорошую). Сократ занявшись проблемой человека, сформулировал мысль "Познай самого себя.", то есть по его мнению, человек должен познать самого себя. Для чего человеку это нужно? А для того, чтобы быть существом нравственным, осуществлять нравственное поведение и вести благую жизнь ибо, то, что не благо, то зло. Возникает вопрос, а почему тогда люди совершают зло? Выходит потому, что они не знают себя и не понимают, что есть благо. Это исходная точка, так как естественные знания на тот момент не давали возможность на что-то повлиять в космосе, Сократ пришел к выводу, что знать нужно только то, на что мы можем повлиять и что мы можем изменять, а это сам человек. Сократ заявляет, что человек это тот, кто творит добро. Стало быть деятельность одна из основных характеристик человека.

Софисты, внесли огромный вклад в понимание того, что же такое человек, они разделили мир природы и мир человека(общество). Общество и природа, два разных мира, общество можно рассматривать как часть природы, но оно развивается по своим законам. Каждый из этих миров имеет свои законы. Законы природы в этом аспекте, вечны, неизменны, абсолютны, а законы общества возникают по мнению, люди их создают (договоры, постановления). Опять же замечаем аспект деятельности (создание законов) и для софистов. Человек это тот, кто творит культуру, то что не создано природой, отличное от природы.

Человек это творческая сущность, тот который создает и творит культуру (Софисты), Сократ конкретизирует, тот кто творит добро. Сократ часто говорил, что Софисты мало что знают, даже о том, чему они учат. Сократ искал четких и ясных определений. Что такое благо? Что такое красота? Что такое истинна? Что такое мужество? и т.д. Знает тот, кто может дать четкое и ясное, не противоречивое понятие. В данных случаях в человеке рассматривается его творческое начало, которое определяется через деятельность.

Далее был ученик Сократа, Платон.
Платон создаёт мир идей и человек сталкивается с ситуацией, когда по сути, ничего уже творить и созидать не нужно. Есть мир идей и мир вещей. Вещи это бледные копии и подобие идей. Идеи вечны, абсолютны, неизменны, самотождественны (всегда себе равны) и идея является шаблоном для вещи и любая вещь стремиться ей уподобиться, чем она ближе приближается к идеи тем она прекрасней, истинней. Выходит, что идеи есть для всего, есть идея красоты, есть идея блага. Как же человек узнает что такое благо? Через умопостижение, умосозерцание, так как мир идей не подвержен чувственному познанию, а доступен только через разум. И человек - это тот кто познаёт!(С деятельности(созидание, творчество) , акцент смещается на познание). В своей деятельности в дальнейшем, человек может реализовать идею. Познание и разум, начинают выходить на первое место.

Другой взгляд на человека имел Аристотель.
Аристотель начинает рассматривать человека, через набор качеств, как часть природы, но в первую очередь Аристотель обращает внимание на то, что человек животное политическое(общественное), zoon politikon. То есть, специфика человека это его жизнь в обществе, созидание(создание) общества и тем самым человек живущий в обществе, реализующий свою сущность (politikon - сущность человека общественная), реализует её он только в государстве. Чем более совершенно государство, тем более совершенен человек. То есть полная завершенность человека может быть достигнута, только в социуме(государстве, для древних греков социум и государство не различались). Выводы Аристотеля из этого таковы, те кто живут вне государства либо животные, либо боги. Получается, что те кто живут вне государства, не люди, они не реализовали свою человеческую сущность (варвары, племена), значит животных мы используем как рабов, для наших потребностей, так же и тех кто живут вне государства, можно использовать (для их же блага) так как они людьми не считаются. Так же Аристотель считал, что у человека есть свобода воли, человек свободный, он в состоянии что-то принять, а что-то отклонить, но за это он несет ответственность.

Разумность, склонность к искусству, свободная воля это все есть определение человека в античной философии, но главное, на что обращается внимание это деятельность. Античность указывает на такие признаки как деятельность(тот кто создает культуру) и социальная природа человека.

@темы: Человек, Философия, История, Антропология, Античность

URL
   

СонСократа

главная