Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: человек (список заголовков)
22:50 

Философская антропология. №1 Античность

То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
"Философская антропология (от философия и антропология; философия человека) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека." Wiki
Собственно так оно и есть, одним из главных вопросов ставиться, так что же такое человек и что он из себя представляет. Многие науки изучают отдельные куски человеческого существования или природы вещей, тогда когда Философская антропология пытается дать определение в целом. Ответов может быть достаточно много, рассмотрим варианты в рамках философской мысли разных эпох.

Начиная с античности, человек рассматривался как часть космоса, элемент целого космоса. Был как и любая другая часть, но в то же время специфическая. Как итог, в античности человек начал считаться "микрокосмосом". Космос же в свою очередь являлся нечто беспредельным и бесконечным.
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» Гераклит (ок. 544 - ок. 483 ДО н. э.)
То есть космос, никем не создан, существует вечно и он цикличный. Человек выходит, такая же вечность, такая же часть космоса и назван "микрокосмосом".

Почему они так решили? В процессе исследования греками космоса, они обнаружили, что заглядывая в космос (природу), человек обнаруживает там себя. (Это является антропоморфизмом, антропоморфно с точки зрения человека и человеко подобно рассматривается весь мир, по аналогии с человеком и в мир вносятся различные установки.) В следствии человек заглядывает в космос и обнаруживает там себя и космос начинает рассматриваться с нравственными, рациональными характеристиками. Человек заглядывая в себя, обнаруживает тот же самый хаос, что и в космосе, таким образом узнавая себя в нем, человек становиться неисчерпаем и до конца не способен себя познать. Мир и человека можно представить как два зеркала, которые всматриваются друг в друга и выходит, что человек это что-то непостижимое с одной стороны, а с другой он уже часть космоса, естественная природная часть, этот космос не создавал ни кто из богов и никто из людей, но он был, есть и будет. В человеке обнаруживают, нравственность, разум, рациональность и начинают характеризовать человека именно с этой стороны, как существо нравственное, как существо разумное.

Многое в понимание человека закладывает Сократ.
Сократ задается вопросами "Что такое благо?" "Где и как существует благо?" и можно ли его достичь и может ли человек вести благую жизнь (нравственную, хорошую). Сократ занявшись проблемой человека, сформулировал мысль "Познай самого себя.", то есть по его мнению, человек должен познать самого себя. Для чего человеку это нужно? А для того, чтобы быть существом нравственным, осуществлять нравственное поведение и вести благую жизнь ибо, то, что не благо, то зло. Возникает вопрос, а почему тогда люди совершают зло? Выходит потому, что они не знают себя и не понимают, что есть благо. Это исходная точка, так как естественные знания на тот момент не давали возможность на что-то повлиять в космосе, Сократ пришел к выводу, что знать нужно только то, на что мы можем повлиять и что мы можем изменять, а это сам человек. Сократ заявляет, что человек это тот, кто творит добро. Стало быть деятельность одна из основных характеристик человека.

Софисты, внесли огромный вклад в понимание того, что же такое человек, они разделили мир природы и мир человека(общество). Общество и природа, два разных мира, общество можно рассматривать как часть природы, но оно развивается по своим законам. Каждый из этих миров имеет свои законы. Законы природы в этом аспекте, вечны, неизменны, абсолютны, а законы общества возникают по мнению, люди их создают (договоры, постановления). Опять же замечаем аспект деятельности (создание законов) и для софистов. Человек это тот, кто творит культуру, то что не создано природой, отличное от природы.

Человек это творческая сущность, тот который создает и творит культуру (Софисты), Сократ конкретизирует, тот кто творит добро. Сократ часто говорил, что Софисты мало что знают, даже о том, чему они учат. Сократ искал четких и ясных определений. Что такое благо? Что такое красота? Что такое истинна? Что такое мужество? и т.д. Знает тот, кто может дать четкое и ясное, не противоречивое понятие. В данных случаях в человеке рассматривается его творческое начало, которое определяется через деятельность.

Далее был ученик Сократа, Платон.
Платон создаёт мир идей и человек сталкивается с ситуацией, когда по сути, ничего уже творить и созидать не нужно. Есть мир идей и мир вещей. Вещи это бледные копии и подобие идей. Идеи вечны, абсолютны, неизменны, самотождественны (всегда себе равны) и идея является шаблоном для вещи и любая вещь стремиться ей уподобиться, чем она ближе приближается к идеи тем она прекрасней, истинней. Выходит, что идеи есть для всего, есть идея красоты, есть идея блага. Как же человек узнает что такое благо? Через умопостижение, умосозерцание, так как мир идей не подвержен чувственному познанию, а доступен только через разум. И человек - это тот кто познаёт!(С деятельности(созидание, творчество) , акцент смещается на познание). В своей деятельности в дальнейшем, человек может реализовать идею. Познание и разум, начинают выходить на первое место.

Другой взгляд на человека имел Аристотель.
Аристотель начинает рассматривать человека, через набор качеств, как часть природы, но в первую очередь Аристотель обращает внимание на то, что человек животное политическое(общественное), zoon politikon. То есть, специфика человека это его жизнь в обществе, созидание(создание) общества и тем самым человек живущий в обществе, реализующий свою сущность (politikon - сущность человека общественная), реализует её он только в государстве. Чем более совершенно государство, тем более совершенен человек. То есть полная завершенность человека может быть достигнута, только в социуме(государстве, для древних греков социум и государство не различались). Выводы Аристотеля из этого таковы, те кто живут вне государства либо животные, либо боги. Получается, что те кто живут вне государства, не люди, они не реализовали свою человеческую сущность (варвары, племена), значит животных мы используем как рабов, для наших потребностей, так же и тех кто живут вне государства, можно использовать (для их же блага) так как они людьми не считаются. Так же Аристотель считал, что у человека есть свобода воли, человек свободный, он в состоянии что-то принять, а что-то отклонить, но за это он несет ответственность.

Разумность, склонность к искусству, свободная воля это все есть определение человека в античной философии, но главное, на что обращается внимание это деятельность. Античность указывает на такие признаки как деятельность(тот кто создает культуру) и социальная природа человека.

@темы: Человек, Философия, История, Антропология, Античность

21:22 

Философская антропология. №2 Средневековье

То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
В Средневековье, доминирующие место занимала библия и религиозное сознание(охватывает, регулирует, регламентирует все другие формы сознания), сквозь призму религии проходили все остальные аспекты жизни, оценивались, одобрялись либо отрицались. Библия считается кладезем божественного откровения, вечной, абсолютной истинной. Как итог, Христианство даёт четкое определение человеку. Человек - есть образ и подобие бога, человек есть нечто тварное.(тварь божия созданная по образу и подобию бога.) Так же человек есть нечто греховное, так как по писанию жил в раю до момента сотворения греха и тем самым смертное, ибо сотворив грех навлек на себя проклятие и в мир вошла смерть.(Грех заключался в продолжении рода.) В акте грехопадения, человек, созданный по образу и подобию бога или по средствам акта грехопадения обретает плоть грешную, тленную, она стремиться к уничижению, уничтожению, утрачивает бессмертие(которое было гарантированно до грехопадения).

В акте грехопадения повержен его разум, который отдаляется от божественного. Возникает вопрос, а был ли у человека божественный разум, до акта грехопадения? Бог, в раю, дал Адаму все, включая женщину сотворенную из ребра. Человек назвал всё, присвоил всему свои имена, таким образом он овладел миром. Но в то же время, в состояние без греховности, он не мог знать различие между добром и злом. В этом и было отличие его от бога, господь знал это отличие. В различении добра от зла, человек становиться равный богу.

В акте грехопадения была повреждена божественная природа человека, он стал смертным, он теперь не может в силу греховности своей природы и поверженного разума, сам, самостоятельно творить добро. Как следствие человеку для того, чтобы осуществлять себя человеческим образом и творить добро, необходим бог и помощь бога. Тело считается сосудом греха, темницой души. (Дихотомию души и тела, начал ещё Платон в античности, разделяя мир идей и мир вешей, в мире идей обиталище души, в итоге все равно оказывается в мире вещей, а весь процесс познания по Платону сводиться к припоминанию душой того, что она созерцала в мире идей.) Человеку нужна истинна, добро, красота, бессмертие и справедливость. Все эти вещи есть у бога, человеку в таком случае ничего создавать не надо, ему нужно обратиться к богу и получить, по вере своей.

В итоге, человек в средневековье это тварь божья, грешная, смертная, не склонная к добру без помощи бога.

@темы: Человек, Философия, Средневековье, История, Антропология

03:14 

Философская антропология. №3 Возрождение, Новое время

То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
Возрождение.

Эпоха Возрождения начинает формировать гуманистический идеал, начинает любить человека и возвращать человеку человеческое. Человеку решили позволить стать счастливым здесь на земле. Христианство земное счастье отрицало, порицало и учило аскетизму, борьбе с плотью и т.д. Эпоха Возрождения напротив, утверждает, что человек может быть счастлив только через чувственный опыт, через телесность. Тело уже не является сосудом греха, а считается божьим творчеством. Эпоха Возрождения, начинает уменьшать роль бога и увеличивать роль человека, это подразумевает антропоцентризм эпохи Возрождения. Можно проследить изменения, антропоцентризм начавшийся в Античности, сменяется теоцентризмом в Средние века и продолжается уже в эпохе Возрождения. Человек выдвигается на первый план и начинается обоснования его притязаний на счастье.(здоровую, радостную жизнь.)

Эпоха Возрождения открывает телесность, восторг и радость от телесности человека. И все оценивается с точки зрения человека, его пользы, его счастья. Эпоха Возрождения начинает утверждать, что человек это почти равное по творчеству и созиданию сила.(Имеется ввиду в сравнение с богом) Начинает формироваться идея человека бога. Идет возвращение к идеалам античности, человек созидательная сила.

Новое время.

Эпоха ранних буржуазных революций, в Новое время появляется наука как мы её сегодня себе представляем. (XVII в. эпоха Нового времени.) Здесь проблема человека становиться актуальной, для целого ряда философов, для такого направления как естественно правовая школа. Человек здесь в рамках Научной эпохи, начинает рассматриваться только как часть природы, точно такая же часть природы как и любая друга. Человек в природе (по утверждениям философов XVII в.) не образует какого-то особого царства, это точно такая же часть природы, которая подчинена всем её законам. Выходит, что человек полностью управляем природой, как часть природы, но это все таки специфическая природа человека.(разум и чувства) Природа управляет человеком по средствам чувств. (так считали многие философы)

Пытаясь определить природу человека и сущность человека, философы Нового времени выполняли определенный социальный заказ. Примерно звучал так, нужно обосновать происхождение власти не от бога. То что происхождение власти, законов, государства, это не божественное дело, это дело рук человека. Природа человека является решением многих проблем того времени, осталось её определить. Выясняя начинают приписывать человеку ряд качеств, (помимо разумности и чувственности.) на ряду с этим эти качества от природы вечны и неизменны, природа человека начинает рассматриваться как нечто вечное, неизменное. Добавляют такие качества человека, как жадность, злоба, зависть, корыстолюбие, властолюбие.

Человек часть природы, наделенный физической чувствительностью и разумом, обладающая вечными неизменными качествами, бога уже нет, он не нужен, его заменяют природой.

@темы: Человек, Философия, Новое время, История, Возрождение, Антропология

10:19 

Философская антропология. №4 Маркс

То, что делается ради любви, происходит вне сферы добра и зла.
Маркс формулирует простую мысль, человек есть комплекс социальных отношений, сущность человека социальна, любой человек это комбинация общественных и социальных отношений. Из этого напрашивается вывод, что человек одной эпохи, не равен человеку другой эпохи, социум формирует и созидает человека. Маркс говорит, что даже биологическая природа (инстинкты и т.п.) начинает социализироваться, приобретает социальный характер и социум на неё влияет и реализуются они иначе, чем реализовывались бы естественным путём. Биология по сути своей это платформа, она не определяет человека, но пренебрегать ей не стоит, телесность существенна для формирования «Я-концепция».

Человек существо социальное, он формируется социальными отношениями своей эпохи и чем больше связка ваших социальных отношений, тем больше вы являетесь человеком. Нет вечной, неизменной природы человека, вместе с социумом меняется и человек, человек всегда конкретно историчен, он всегда находится в конкретных исторических условиях, отношениях и связях.

Но не стоит забывать, что человек не только творимое, но и тот кто творит. Социальные отношения творят человека, но и человек творит(созидает) социальные отношения. Все высказывания и намерения, остаются нереальными, до тех самых пор пока мы их не реализуем в отношениях с другими людьми. Многие отношения остаются на уровне постуляций, человек их не воспроизводит в реальной жизнедеятельности и в обществе их нет.

@темы: Человек, Философия, Социология, История, Антропология

СонСократа

главная